Полюбить китайскую оперу – задача практически невыполнимая. Знакомство иностранцев с искусством пекинской оперы далеко не всегда бывает успешным: тонкая эстетика китайского театра может легко оттолкнуть непросвещенных людей. Нам непонятен «мяукающий» фальцет, яркие костюмы с бубонами, флажками и перьями, броский грим, превращающий лицо в маску. Однако если мы «расшифруем» код Пекинской оперы, то поймем, что она завораживающее, увлекательное и безгранично красивое искусство. И я сегодня вам это докажу.
Давайте сначала посмотрим небольшой отрывок из оперы «Опьяневшая Ян Гуйфей».
О тех чувствах, которые испытывает новичок, неподготовленный в культурном плане, академик Алексеев писал еще в 40-х годах:
«Из китайского театра, впервые попавший в него зритель бежит в ужасе, проклиная китайскую музыку и совершенно отказываясь считаться с ней как таковой, при наличии в мире Моцарта и Бетховена».
Оглавление
История китайской оперы
Пекинская опера «родилась» в 1790 году. Связана она с императором Цяньлуном (1711–1788). На его 80-летие была приглашена труппа актеров из провинции Аньхой. Их исполнение настолько понравилось юбиляру, что он попросил остаться артистов в столице и развивать свое искусство прямо в стенах императорского дворца. И примерно через 50 лет возник новый жанр в искусстве – Пекинская опера.
Как гласит китайская мудрость: «То, что любит начальство – то любят и подчиненные».
Практически к концу XIX века Пекинскую оперу знали уже во всех уголках страны. Раньше она называлась 京剧(jīng jù), что в переводе «столичная опера».
Дворец предоставлял артистам превосходные условия: декорации, костюмы, грим. Актеры при императоре назывались «воспитанниками грушевого сада».
Последняя правящая императрица Китая Цыси (1835–1908) тоже оказала влияние на распространение этого жанра, потому что она была им одержима. К ее 60-летнему юбилею построили трехэтажный театр. Императрица до своей смерти успела посетить его 262 раза. Также она покровительствовала талантливым актерам, это привело к тому, что Пекинская опера стала иметь более высокий статус.
Даже история китайского кинематографа началась с оперы. В 1905 году был снят черно-белый немой фильм, где режиссер снял на пленку отрывки из спектакля «Гора Динцзюньшань».
Как учились в школах актерского мастерства Пекинской оперы
Требовалось, конечно, многолетнее долгое и упорное обучение. Мальчиков в возрасте 6–7 лет отбирали себе мастера. Поскольку, учитель полностью финансировал обучение мальчика, уже выросшему в полноценного актера, ему приходилось отдавать из своей зарплаты долги своему учителю в течение нескольких лет.
Обучение проводилось в школах. Ученики вставали рано, начинали изнурительные многочасовые тренировки, которые были посвящены актерскому мастерству и боевым искусствам. А по вечерам они выступали на открытых площадках. И если кто-то в труппе допускал ошибки, то тут же вся труппа наказывалась бамбуковыми розгами. Причем мастерство артистов передавалось исключительно «из рук в руки», от мастера к ученику.
Преподавалось несколько стилей Пекинской оперы, то есть существовало несколько школ. Каждая школа была основана на стиле какого-то известного на то время преподавателя.
В 1931 году из-за второй японо-китайской войны все школы закрылись. А в 1937 году японцы захватили театр и заставили актеров исполнить песни, чтобы поднять дух бойцов. Актеры согласились, но во время исполнения своих арий подожгли себя, тем самым убив японских солдат. Этот героический поступок стал вдохновением для китайцев, и было снято множество фильмов, отыграны спектакли, описывающих эту историю.
Давайте посмотрим клип на эту тему, который исполняет звезда китайской оперы, современный исполнитель, Ли Юйган. У него совершенно феноменальный голос. В клипе будут звучать разные голоса, принадлежащие только Ли Юйгану.
Школы обучения актерскому мастерству снова открылись только после образования КНР, а до середины XX века роли могли исполнять только мужчины.
Репертуар
Почти весь репертуар Пекинской оперы – это иллюстрация к древней долгой истории Китая. Основой для сюжетов спектаклей служат: мифы, легенды, сказки, литературные произведения, биографии и т. д.
В наше время репертуар насчитывает около 200 спектаклей. Они делятся на 7 категорий.
- Волшебные
- Любовные
- Судебные
- Дворцовые
- Исторические
- О преданности и долге
- Нравоучительные
В каждом сюжете, к какой бы категории он бы ни относился, внимание уделяется победе добра над злом. Что касается длительности, в среднем опера длится 2–3 часа. Но есть такие спектакли, которые длятся несколько дней.
Амплуа
Сейчас поговорим об очень важном разделе – амплуа. В Пекинской опере существует четыре категории персонажей. Они отличаются друг от друга гримом, костюмами и местом, которое каждому из них отводится в сюжете.
Шэн (生) – мужской персонаж
Это амплуа включает в себя три роли:
- Старики – 老生, это персонажи с длинной бородой, красивыми головными уборами. Обычно играют добрые и статные роли, в основном поют и мало танцуют.
- Молодые – 小生, это дерзкие юноши, у них на лице никогда нет рисунков растительности, они должны мастерски фехтовать и танцевать
- Воины – 武生, это персонажи, воплощающие в себе силу и ловкость. Они – мастера сценического боя и акробатики.
Дань (旦) – женский персонаж
У них также есть свои амплуа:
- Лаодань (老旦) – старуха. Эта женщина всегда грустная, не требует дополнительного макияжа, волосы часто собраны в пучок. По вокальным данным они близки к Лаошенам, старикам.
- Джэндань (正旦), или дань в темном халате – это воплощение добродетельной жены и матери, которая несет на себе муки и носит черную или темно-синюю одежду.
- Хуадань (花旦) – это жизнерадостная незамужняя девушка, яркая, одетая в цветную одежду. Обычно мало поет, но владеет очень хорошо пластикой. Ее задача – развеселить зрителя.
- Удань (武旦) – воительница, носит пышную одежду, розовые или красные доспехи, шлем и флаги. Эта роль требует безупречного владения всеми видами оружия и акробатическими приемами.
Цзин/хуалянь (净/花脸)
Это персонаж с разрисованным лицом. Как правило, данные роли исполняют мужчины с хорошим голосом. Манера исполнения данных партий громкая и энергичная.
Чоу/сяохуалянь (丑/小花脸) – клоун
У китайцев есть поговорка: «Без Чоу нет пьесы». Это один из первых персонажей, который появился в Пекинской опере. Он всегда рассмешит, выполнит сложные акробатические элементы. Клоуны – единственные, кто может общаться со зрителями.
Чоу 丑 в переводе с китайского языка «некрасивый, уродливый». Клоунов прозвали так из-за белых пятен на лице, в основном на носу.
Амплуа у актеров — это данность. Артисты, играющие в одном амплуа, не могут перейти в другое. Также актеры сами себе не могут выбрать амплуа, за них выбирает учитель.
Маски Пекинской оперы
Грим занимает особое место у актеров. Артисты начинают наносить его задолго до спектакля, и в среднем это занимает три часа.
Пекинская опера разработала целую сложнейшую систему гримов. Маска – это непросто для развлечения зрителя, она подразумевает моральные качества персонажа, его социальный статус, характер. И понять эту сложную систему можно, только углубившись в китайскую культуру, для других это нечто совершенно непонятное.
У всех амплуа, кроме Хуалянь, маски простые и не несут большого смысла. А именно у Хуалянь можно насчитать несколько тысяч видов грима, а их комбинации не поддаются исчислению.
Цвета в Пекинской опере
- Красный цвет – это символ честного, самоотверженного и справедливого человека. Красное лицо – это стыдливое, а если стыд проходит сквозь кожу человека, значит, у него есть совесть.
- Белый цвет – это противоположность красному, олицетворяет подлого, нечестного и хитрого человека.
- Черный цвет – это цвет порядочного человека.
- Синий цвет символизирует несдержанного, вспыльчивого, буйного персонажа.
- Зеленый показывает свирепость и невоспитанность человека. Но, помимо этого, может означать смелость.
- Желтый цвет окрашивает императора, мудрого правителя.
- Золотой и серебряный цвета используются для обозначения богов.
Возможно вам будет интересно: культура Китая.
Театральные костюмы
Какой бы ни был спектакль, и о чем бы ни была в нем речь, герои носят костюмы эпохи династии Мин. Исключение составляют пьесы о XX веке.
Цвета костюмов обычно означают ранг персонажей. Желтые костюмы носят императоры, красные и голубые – чиновники. Чем темнее костюм, тем ниже сословие человека на сцене.
Особенность Пекинской оперы – это еще и длинные рукава, которые достигают в длину от полуметра и больше.
Акробатика в китайской опере
Профессионализм в трюках и акробатических движениях лучше посмотреть наглядно. На видео номер акробатов Пекинской оперы «Альпинист».
Декорации
В Пекинской опере почти нет декораций. Обстановка, которая происходит во время спектакля, передается исключительно движениями актера. Часто это оказывает еще больший эффект на зрителя. Например, специальными движениями может отображаться подъем и спуск, переправа через реку, скачки. Из декораций, как правило, присутствуют только стол и пара стульев.
Пение
Вокальная часть Пекинской оперы состоит из декламации и пения. Оно отличается от западного, актеры поют «искусственно», в высоком регистре. Хоровое пение вообще не используется. Описать его можно тремя словами: высокое, протяжное и национальное. В представлении китайцев – это очень красиво.
Смех также является частью пения. Он бывает разный, подчеркивает мужество, или, наоборот, слабость.
Музыка
В отличие от европейских спектаклей, в Китае не используется специально написанная для определенного спектакля музыка. Используются распространенные мотивы, которые знают все китайцы.
Музыканты на спектакле всегда состоят из двух групп. Первая исполняет свои партии на струнных и духовых инструментах, и играет во время исполнения вокальных партий. Вторая группа играет на ударных инструментах во время акробатических и боевых сцен.
В конце хочу сказать, что Пекинская опера — это настоящая жемчужина китайского искусства, которая оставляет незабываемые впечатления! Также порекомендую вам книгу «Маски Пекинской оперы», автор – Лиза Морговская, 2006 г.
И предлагаю скачать раскраски «Маски пекинской оперы».
Очень интересная статья о Пекинской опере. Я в восторге от пения. Удивило отсутствие декораций. Мы привыкли к тому, что в русской опере они роскошные. А императора можно представлятт в опере?
Спасибо! Да, конечно. Чаще всего показывают сцены времен различных династий, когда были императоры. Императора облачают в желтые костюмы, головные уборы и разрисовывают соответствующим цветом маски.
Отличная статья. Спасибо!
Удивительные знания сегодня получила. Спасибо!
Пекинская опера меня не впечатлила. я и еаювропейскую оперу не люблю. А китайская совсем 😑 непонятная
Да, китайская опера на любителя. Но это часть культуры Китая,как у нас русская «Калинка» или народные танцы
Спасибо автору за статью. Очень многого узнал, особенно понравилось про историю создания Пекинской оперы